Как и когда мыться в Чистый четверг: молитва при купании, что делать, если нет времени искупаться, мнение священников

В воскресенье в храме читалось хорошо всем известное Евангельское чтение о мытаре и фарисее. В нашем современном восприятии мытарь – «хороший», фарисей – «плохой». Фарисеи – гордые, бездушные религиозные формалисты, для нас это очевидно. Но современников Господа Иисуса Христа эта притча, скорее всего, очень смущала, ведь для людей того времени дело обстояло наоборот. Фарисеи были хорошими людьми, лучшими в народе. Они тщательно исследовали Закон Моисеев, данный Богом, чтобы воплощать его в жизнь во всех деталях. То, что нам видится странной, даже смешной мелочностью, было на самом деле желанием сделать все как положено, чтобы  все было подчинено Закону Божию. Фарисеи любили закон и стремились научить ему народ.

А вот мытари обычно были людьми нравственно погибшими. Нам трудно понять всю негативную окраску этого слова в то время. В древности мытарям вменялось в обязанность доставить в казну определенную сумму – а их вознаграждением было все остальное, что они смогут «выжать» из людей. Поэтому для мытарей были характерны самые жестокие злоупотребления.

Слово «мытарь» было синонимом бессовестного вымогателя, порой отнимающего последний кусок хлеба. К тому же мытари работали на ненавистных захватчиков – римлян. Это были оскверненные люди – полная противоположность фарисеям. Как же получилось, что мытарь идет из храма в свой дом «более оправданным»?

Разве это не возмутительно? Как Бог может предпочесть откровенного мерзавца честному, нравственному, глубоко религиозному человеку? Такой вопрос наверняка возникал у слушателей Господа Иисуса, возникал он и у многих других. Собственно, этот вопрос задают до сих пор: неужели порядочный, честный человек, если умрет не христианином, лишится Царства, а какой-нибудь негодяй, если  покается и уверует, будет спасен?

Но ведь все мы – просто слабые грешники, не имеющие другой надежды, кроме милости Божией.  Все люди грешны и нуждаются в спасении: как те, кто ведет явно постыдную жизнь, так и те, кто вполне благополучен, даже религиозен.

В житиях святых много историй о разбойниках, ворах, проститутках, которых коснулась благодать Божия. С ужасом и отвращением они увидели, что представляет собой их жизнь, и устремились к Богу, ища спасения. Теперь Церковь чтит их как великих святых.

Беда фарисея была в том, что с ним все в порядке, по крайней мере, в его собственных глазах.  Мытарь – образец нравственного падения, а фарисей – хороший человек, который знает об этом. Поэтому он не ищет милости Божией, а ищет признания своих заслуг. Но страшная реальность состоит в том, что этот уважаемый и благополучный член общества перед Богом —  жалкий грешник. Пророк Исаия, глубоко религиозный святой человек, пережив видение Бога в храме, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6: 5).

Так и Господь говорит в Откровении: «Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17).

Поэтому когда мы, как тот фарисей, пытаемся перечислять свои заслуги и считаем себя лучше других, мы затворяемся от благодати Божией. Когда же мы приходим к Господу какие есть, виновные и испорченные, нищие и обделенные, открываем пред Ним наши грехи, мы обретаем милость и прощение. Мы обнаруживаем, что мы приняты, любимы, прощены, обнадежены, и мы видим, что от глупых претензий на праведность давно пора отказаться.

Размышляя над этой притчей Христа в воскресной проповеди, протоиерей Феодор Федько, настоятель Покровского храма, выделил в ней два главных момента: «Первое, о чем надо задуматься нам: истинная праведность — это не в точное исполнение предписаний закона, а  адекватная самооценка человека. В этом смысле греховный образ жизни и его осознание может помочь человеку стать праведным перед Богом (конечно же, при условии оставления греха!). И наоборот, внешне праведный образ жизни может привести к тому, что человек, забывая об истинном Источнике своей праведности — о Господе, вырастает в самомнении и становится самодовольным гордецом. Второй же наш вывод — нравственный: мы должны избегать всякого осуждения, потому что любой осуждающий человек не может  заглянуть вглубь души другого, его взгляд скользит лишь по поверхности. Только Господь Сердцеведец знает, что таится в глубинах человеческих. Так не будем брать на себя роль Бога, это так самонадеянно и смешно.

Жизнь христианская — это беспрестанный, бесконечный путь к Богу, когда человек ищет Бога, когда ему без Бога плохо, когда он постоянно ощущает свое несовершенство, находится в состоянии покаяния, постоянного изменения самого себя. И только это состояние глубочайшего сокрушения перед Господом делает нас способными к Нему приобщиться. Только в этом состоянии Господь доводит человека до Себя. Аминь».

Елена ОРЕХОВА

Содержание
  1. Приметы: почему нельзя убираться в церковные праздники
  2. Почему нельзя делать уборку?
  3. Приметы против уборки
  4. Что именно нельзя делать в церковные праздники?
  5. В какие праздники лучше не планировать дел?
  6. Когда купаться в проруби с 18 на 19 января
  7. Как и где набирать воду на Крещение
  8. Как правильно окунаться в прорубь на Крещение Христово
  9. Где и когда лучше всего набирать святую воду
  10. Зачем набирают святую воду
  11. Правила обращения со святой водой
  12. Праздник Крещение в России имеет большое значение в жизни верующих
  13. КОГДА КУПАТЬСЯ В ПРОРУБИ С 18 НА 19 ЯНВАРЯ
  14. КАК И ГДЕ НАБИРАТЬ ВОДУ НА КРЕЩЕНИЕ
  15. КАК ПРАВИЛЬНО ОКУНАТЬСЯ В ПРОРУБЬ НА КРЕЩЕНИЕ ХРИСТОВО
  16. ГДЕ И КОГДА ЛУЧШЕ ВСЕГО НАБИРАТЬ СВЯТУЮ ВОДУ
Читайте также:  Вербное воскресенье 2019: какого числа, что можно и нельзя делать, приметы, обычаи

Приметы: почему нельзя убираться в церковные праздники

Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.

Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.

Почему нельзя делать уборку?

Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.

Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру.

Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя.

Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.

Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.

Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.

Приметы против уборки

На Руси существовало множество примет против уборки.

  • Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
  • Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
  • Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
  • Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.

Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

  • Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
  • Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
  • Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
  • Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
  • Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.

Источник:

Когда купаться в проруби с 18 на 19 января

Часто несведущие люди спрашивают о том, когда купаться с 18 на 19 января в проруби. Доступ к иорданям открыт сразу же после молебна на Крещенский сочельник и весь последующий день. Но совершенно не обязательно окунаться именно в прорубь. Многим прохождение обряда просто не доступно в силу особенностей организма или состояния здоровья. Любая вода в этот период времени считается чудодейственной, важно только соблюсти все правила омовения:

  • не входить в воду с ругательствами и плохими мыслями,
  • погружаться нужно трижды, осеняя себя крестным знамением,
  • быть истинным христианином.

Важно понимать и то, что купание в проруби – это не обязательный обряд Крещения. Главное – это посещение храма, служение молебна и истинная вера.

Как и где набирать воду на Крещение

Строгих церковных канонов по поводу того, где была набрана святая вода, нет. Согласно писанию и Евангелие, вся вода в день Крещения Иисуса обладает целебными и чудодейственными свойствами. Но некоторые приверженцы строгих правил утверждают, что вода из крана или из обычной проруби, которую не освятил священнослужитель, не может быть святой.

Читайте также:  Страстная неделя: что такое, какие правила соблюдать, седмица по дням, что есть в последнюю неделю поста

Однако, многочисленные свидетельства о том, что вода, собранная в этот день не меняет своих свойств, говорят все-таки о том, что Благодать 19 января сходит на всю воду, где бы она ни была набрана. Крещенская вода, независимо от типа источника

  • не мутнеет,
  • в ней не образуется осадка.
  • она не портится и не приобретает плохого запаха.

Используют христиане эту воду по-разному: кто-то пьет ее небольшими порциями ежедневно, кто-то умывается, окропляет ею жилье.

Как правильно окунаться в прорубь на Крещение Христово

Таинство погружения в крещенскую купель не содержит строгих правил. В тоже время, зайдя в воду, принято, окунуться с головой три раза, каждый раз перекрещиваясь и произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Праздник Богоявление не редко сопровождается крещенскими морозами, после которых радостно восклицали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Водопогружение в ледяную воду говорит о степени силы веры в Бога – истинный христианин знает, что благодать Божья убережет его от болезни и придаст телесного и душевного здоровья. На Руси существовала примета: «На водосвятие от любой болезни избавляются».

Все же, некоторые люди опасаются купаться в проруби, боясь замерзнуть и простудиться. Если нет медицинских противопоказаний, то быстрое погружение в стылую воду не представляет опасности. Есть, также, некоторые рекомендации на этот счет:

  1. Для купания в купели с собой нужно взять коврик, полотенце, тапочки. Одеть теплую и свободную одежду.
  2. Раздеться нужно непосредственно перед заходом в воду, заранее этого делать не следует, чтобы не замерзнуть.
  3. Раздеваться рекомендуется снизу вверх, а одеваться в обратной последовательности, и делать это нужно очень быстро.

Во время этих действий не нужно забывать о духовной составляющей, ради чего все это совершается. Соблюдая все эти советы, здоровый человек не замерзнет и не заболеет. Более того, после окунания в иордань, появляется особое чувство одухотворенности и причастности к святому празднику.

Не рекомендуется:

  • Погружаться в крещенскую воду в купальниках или в нагом виде – церковь не приветствует выставление обнаженного тела напоказ. По традиции, христиане заходили в прорубь в длинных рубашках.
  • Заходить в иордань в пьяном состоянии – опасно для здоровья. Также, зачастую, сильно выпившие люди не проявляют должного уважения к святыне и к другим прихожанам, оскорбляя своим поведением чувства верующих.

Где и когда лучше всего набирать святую воду

Тысячи верующих в день Богоявления Господня набирают святую воду (также ее называют агиасма). Считается, что агиасма обладает целебными свойствами. Набранная вода имеет структуру, при которой целительная жидкость никогда не портится. Есть множество тому подтверждений.

Существуют расхожие мнения, считать ли воду из под крана видоизмененной в этот день. Одни утверждают, что вода в водопроводе не может быть освящена, иначе в дни великого праздника, используя такую воду в бытовых нуждах, люди богохульствуют. Другие придерживаются мнения, что на Эпифаний вся подвижная вода структурируется и видоизменяется, становясь святой. Совершенно точно, что агиасму можно набирать с полуночи 18 числа и до последней минуты 19 числа во всех храмах, после проведения обычая водосвятия, а также на водоемах и реках, куда совершался Крестный ход.

Зачем набирают святую воду

  1. Ежедневно, после утренней или вечерней молитвы, делая несколько глотков святой воды натощак, тело наполняется духовной и физической силой.
  2. Окропляя жилище или машину крещенской водой, произнося молитву, можно защитить или очистить свое имущество от нечисти.
  3. При недуге воду допускается пить в любом количестве, не зависимо от приема пищи. Агиасма вкупе с молитвами обладает целительной силой. Не зря существует и примета: «Крещенская вода – от всех напастей годна».

Правила обращения со святой водой

  1. Хранить воду следует рядом с иконой, в чистом бутыле. В холодильнике или рядом с продуктами держать святыню не принято.
  2. Крещенскую воду нельзя выплескивать на землю, в раковину или канализацию.
  3. Если вода все же испортилась, зацвела (такое бывает, если рядом с водой сквернословят, совершают греховные деяния), вылить ее можно только в «чистое место» (не оскверняемое).
  4. Согласно Церковному уставу, святая вода не предназначена для животных. Хотя раньше существовала примета, если святой водой скотину напоить, она будет лучше размножаться.

Крещение в 2019 году: когда купаться в проруби с 18 на 19 января? История, традиции праздника, крещенская вода

Праздник Крещение в России имеет большое значение в жизни верующих

Одним из древнейших религиозных праздников, отмечаемых верующими христианами ежегодно, со времен святых апостолов вплоть до настоящего времени, является Крещение. В 2019 году это великое событие, в который раз, отметят сотни католиков, протестантов и православных.

Какого числа наступает Крещение и как правильно его отмечать? Обязательно ли купаться в проруби и зачем набирают воду? С какого возраста дети могут участвовать в крещенских купаниях?

КОГДА КУПАТЬСЯ В ПРОРУБИ С 18 НА 19 ЯНВАРЯ

Часто несведущие люди спрашивают о том, когда купаться с 18 на 19 января в проруби. Доступ к иорданям открыт сразу же после молебна на Крещенский сочельник и весь последующий день. Но совершенно не обязательно окунаться именно в прорубь. Многим прохождение обряда просто не доступно в силу особенностей организма или состояния здоровья. Любая вода в этот период времени считается чудодейственной, важно только соблюсти все правила омовения:

  • не входить в воду с ругательствами и плохими мыслями,
  • погружаться нужно трижды, осеняя себя крестным знамением,
  • быть истинным христианином.
Читайте также:  Петров пост 2019: календарь питания по дням, число начала и конца, как подготовиться, что можно и нельзя есть, рецепты

Важно понимать и то, что купание в проруби – это не обязательный обряд Крещения. Главное – это посещение храма, служение молебна и истинная вера.

КАК И ГДЕ НАБИРАТЬ ВОДУ НА КРЕЩЕНИЕ

Строгих церковных канонов по поводу того, где была набрана святая вода, нет. Согласно писанию и Евангелие, вся вода в день Крещения Иисуса обладает целебными и чудодейственными свойствами. Но некоторые приверженцы строгих правил утверждают, что вода из крана или из обычной проруби, которую не освятил священнослужитель, не может быть святой.

Однако, многочисленные свидетельства о том, что вода, собранная в этот день не меняет своих свойств, говорят все-таки о том, что Благодать 19 января сходит на всю воду, где бы она ни была набрана. Крещенская вода, независимо от типа источника

  • не мутнеет,
  • в ней не образуется осадка.
  • она не портится и не приобретает плохого запаха.

Используют христиане эту воду по-разному: кто-то пьет ее небольшими порциями ежедневно, кто-то умывается, окропляет ею жилье.

КАК ПРАВИЛЬНО ОКУНАТЬСЯ В ПРОРУБЬ НА КРЕЩЕНИЕ ХРИСТОВО

Таинство погружения в крещенскую купель не содержит строгих правил. В тоже время, зайдя в воду, принято, окунуться с головой три раза, каждый раз перекрещиваясь и произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Праздник Богоявление не редко сопровождается крещенскими морозами, после которых радостно восклицали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Водопогружение в ледяную воду говорит о степени силы веры в Бога – истинный христианин знает, что благодать Божья убережет его от болезни и придаст телесного и душевного здоровья. На Руси существовала примета: «На водосвятие от любой болезни избавляются».

Все же, некоторые люди опасаются купаться в проруби, боясь замерзнуть и простудиться. Если нет медицинских противопоказаний, то быстрое погружение в стылую воду не представляет опасности. Есть, также, некоторые рекомендации на этот счет:

  1. Для купания в купели с собой нужно взять коврик, полотенце, тапочки. Одеть теплую и свободную одежду.
  2. Раздеться нужно непосредственно перед заходом в воду, заранее этого делать не следует, чтобы не замерзнуть.
  3. Раздеваться рекомендуется снизу вверх, а одеваться в обратной последовательности, и делать это нужно очень быстро.

Во время этих действий не нужно забывать о духовной составляющей, ради чего все это совершается. Соблюдая все эти советы, здоровый человек не замерзнет и не заболеет. Более того, после окунания в иордань, появляется особое чувство одухотворенности и причастности к святому празднику.

Не рекомендуется:

  • Погружаться в крещенскую воду в купальниках или в нагом виде – церковь не приветствует выставление обнаженного тела напоказ. По традиции, христиане заходили в прорубь в длинных рубашках.
  • Заходить в иордань в пьяном состоянии – опасно для здоровья. Также, зачастую, сильно выпившие люди не проявляют должного уважения к святыне и к другим прихожанам, оскорбляя своим поведением чувства верующих.

ГДЕ И КОГДА ЛУЧШЕ ВСЕГО НАБИРАТЬ СВЯТУЮ ВОДУ

Тысячи верующих в день Богоявления Господня набирают святую воду (также ее называют агиасма). Считается, что агиасма обладает целебными свойствами. Набранная вода имеет структуру, при которой целительная жидкость никогда не портится. Есть множество тому подтверждений.

Существуют расхожие мнения, считать ли воду из под крана видоизмененной в этот день. Одни утверждают, что вода в водопроводе не может быть освящена, иначе в дни великого праздника, используя такую воду в бытовых нуждах, люди богохульствуют. Другие придерживаются мнения, что на Эпифаний вся подвижная вода структурируется и видоизменяется, становясь святой. Совершенно точно, что агиасму можно набирать с полуночи 18 числа и до последней минуты 19 числа во всех храмах, после проведения обычая водосвятия, а также на водоемах и реках, куда совершался Крестный ход.

Зачем набирают святую воду

  1. Ежедневно, после утренней или вечерней молитвы, делая несколько глотков святой воды натощак, тело наполняется духовной и физической силой.
  2. Окропляя жилище или машину крещенской водой, произнося молитву, можно защитить или очистить свое имущество от нечисти.
  3. При недуге воду допускается пить в любом количестве, не зависимо от приема пищи. Агиасма вкупе с молитвами обладает целительной силой. Не зря существует и примета: «Крещенская вода – от всех напастей годна».

Правила обращения со святой водой

  1. Хранить воду следует рядом с иконой, в чистом бутыле. В холодильнике или рядом с продуктами держать святыню не принято.
  2. Крещенскую воду нельзя выплескивать на землю, в раковину или канализацию.
  3. Если вода все же испортилась, зацвела (такое бывает, если рядом с водой сквернословят, совершают греховные деяния), вылить ее можно только в «чистое место» (не оскверняемое).
  4. Согласно Церковному уставу, святая вода не предназначена для животных. Хотя раньше существовала примета, если святой водой скотину напоить, она будет лучше размножаться.